Позвольте представиться
Часть 1
Я - мужчина. Вы можете подумать, что я допустила какую-то глупую ошибку на гендерную тему, или что я пытаюсь вас одурачить, ведь моё имя оканчивается на "а", у меня есть три бюстгальтера, и я пять раз была беременна, и прочие факты, которые вы могли заменить; мелкие детали. Но детали не имеют значения. Если у политиков и можно чему-то научиться, то именно этому: детали не важны. Я - мужчина, и я хочу, чтобы вы поверили и приняли это как факт, так же, как я принимала это многие годы.
Видите ли, когда я росла во времена мидийцев и персидских войн, когда я пошла в колледж сразу после Столетней войны, и когда я растила детей во времена корейской, холодной и вьетнамской войн, женщин не было. Женщины - это очень недавнее изобретение. Я оцениваю его существование всего несколькими декадами.
Ну, если вы настаиваете на педантичной точности, женщин изобретали неоднократно в совершенно различных местностях, но изобретатели просто не знали, как продать свой продукт. Их дистрибьюторские приёмы были рудиментарны, их изучение рынка стремилось к нулю, поэтому их концепция просто не "взлетала". Даже если за изобретением стоит гений, оно должно найти своего покупателя, и идея женщин, судя по всему, очень долго не могла дотянуть до нижней планки. Образцы, такие, как Остен и Бронте, были слишком сложны, с суфражисток люди просто смеялись, а Вулф опередила своё время на десятилетия.
Поэтому во времена, когда я родилась, были, по сути, только мужчины. Люди были мужчинами. К ним всем относилось одно местоимение - мужское. Вот кто я. Я - обобщённый "он", как в выражении "Если кому-то нужен аборт, то ему придётся ехать в другой штат", или в "Писатель знает, с какой стороны масло на его хлебе". Это - я; писатель, он. Я - мужчина.
Возможно, не первосортный. Я охотно признаю, что я, наверное, фактически некто вроде второсортного или поддельного мужчины, Притворец. Как мужчина, я примерно так же соотношусь с настоящим биологическим мужчиной, как рыбная палочка, разогретая в микроволновке, с цельным лососем Чинук, приготовленным на гриле. В конце концов, могу ли я оплодотворять? Могу ли я состоять в Богемском клубе? Могу ли я руководить "Дженерал Моторс"? Теоретически - да, но вы знаете, куда нас приводит эта теория. Совсем не во главу "Дженерал Моторс". И в тот день, когда женщина из семьи Рэдклиф станет главой Гарвардского университета, разбудите меня и спросите: "А ты станешь?" Но вам не придётся этого делать, потому что нет больше женщин среди Рэдклифов: их посчитали ненужными и отменили.
Урсула Ле Гуин, эссе "Позвольте представиться", сборник "The wave in the mind", 1992.
Перевод: Аля Клеймёнова, 2022.
#УрсулаЛеГуин_эссе
#УрсулаЛеГуин_переводы